?

Log in

No account? Create an account
первобытное мышление тудэй - Андрей Константинов [entries|archive|friends|userinfo]
Андрей Константинов

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

первобытное мышление тудэй [Feb. 27th, 2009|02:35 am]
Андрей Константинов
А вот еще один весьма интересный дядька - Люсьен Леви-Брюль. Сначала он думал, что открыл странности мышления первобытных дикарей, потом начал подозревать, что тем же манером мыслят и дети, а в конце концов понял, что это и есть наше мышление, прячущееся под пудрой рациональности. Если Фрейд открыл аффективное, желающее бессознательное, то Леви-Брюль - когнитивное, мыслящее бессознательное. Сам он впрочем, таких слов не употреблял, и вообще большую часть жизни считал, что занимается далекой от цивилизованного человека экзотикой. В статье для энциклопедии (только что её закончил) мне не совсем удался пафос - получилось кажется разоблачение современного человека, скрывающего в себе дикаря. А ведь по мне, так только первобытное мышление и нас и спасает. Я во всяком случае мыслю очень первобытно, особенно в плане безразличия к противоречиям и мистичности всего на свете.



ЛЕВИ-БРЮЛЬ (Lévy-Bruhl) Люсьен (10.04.1857, Париж - 13.03.1939, Париж), франц. философ, психолог, антрополог. В 1879 окончил Эколь Нормаль, преподавал философию, c 1896 проф. Сорбонны. В 1925 стал одним из основателей и директором Ин-та этнологии в Сорбонне. С 1927 оставил ин-т и преподавательскую деятельность, посвятив себя написанию книг.

Ранние труды Л.-Б. посвящены истории философии. Работа «Мораль и науки о нравах» (1903), в которой он показывал несостоятельность попыток обоснования морали, считая допустимым лишь социологич. анализ нравов разных народов и их культурной обусловленности, сблизила его с французской социологической школой Э. Дюркгейма. Известность Л.-Б. принесла серия работ о мышлении первобытных (франц. primitive, использующих технологии каменного века) народов, основанная на анализе богатейшего этнографич. материала (сам Л.-Б. не участвовал в полевых исследованиях). Выступая против представления Э. Тайлора и английской антропологич. школы о тождестве мыслительных операций «цивилизованного» и первобытного человека (которого рассматривали как «философствующего дикаря»), Л.-Б. доказывал, что первобытное мышление носит пралогический (безразличный к логике) характер – его носителей не смущают противоречия, не убеждают построенные на логике аргументы. Вместо закона логич. тождества им правит закон партиципации (сопричастности) – магич. взаимосвязи вещей, возникающей благодаря эмоциональной вовлечённости и силе ассоциаций; в результате человек или предмет может являться не только самим собой (напр., превращаясь во время ритуала в тотемное животное). Подобно ребёнку, первобытный человек использует интуицию вместо рассуждений, образы вместо понятий, одухотворяет любые явления природы, наделяя их антропоморфными и мистич. свойствами. За естественной причинностью он повсюду видит действие потусторонних сил (болезнь или неурожай считаются следствием колдовства и т.п.). Эти свойства мышления Л.-Б. связывал с господством в первобытном обществе коллективных представлений (таких как религия, мораль, мифология), - «врастающих» в индивидуальную психику по мере социализации идеологем, предполагающих эмоциональную вовлечённость и идентификацию с ними.

Историч. развитие мышления Л.-Б., связывал с «индивидуализацией» сознания, которое, освобождаясь от коллективных представлений, начинает ориентироваться на рациональность. В поздних работах под влиянием критики Л.-Б. отошел от жёсткого противопоставления цивилизованного и первобытного человека, показывая, что пралогич. мышление распространено любом обществе и у любого человека, когда его затрагивают коллективные представления, напр., связанные с идеологией, ритуалами и др. формами «группового сознания». Рациональное мышление, по Л.-Б., является как бы внешней оболочкой, за которой у человека европейской культуры скрыта глубинная область пралогического мышления, во многом определяющая его моральное, религиозное, политич. сознание.

Соч.: La Philosophie d'Auguste Comte, P., 1900; Les fonctions mentales dans les sociétés inférieures. P., 1910; L'ame primitive. P., 1927; Первобытное мышление. М., 1930; La mythologie primitive. P., 1935; L'xperience mystique et les symboles chez les primitifs. P., 1938; Les carnets de Lucien Levy-Bruhl. P., 1949; Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1937, 94, 99.

Лит.: Cazeneuve J. Lucien Lévy-Bruhl, N. Y., 1972; Fimiani M. Lévy-Bruhl. La différence et l'archaïque. P., 2000; Keck F. Contradiction et Participation. Lucien Lévy-Bruhl, entre philosophie et anthropologie. P., 2007.


А. В. Константинов
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: larkin_donkey
2009-02-27 10:10 am (UTC)
Спасибо за наводку. Где-то дома лежит его последняя книга, интересно будет перечитать... А то некоторые уверяют, что сущностное мышление - это вообще фикция.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: budilnik
2009-02-28 01:31 am (UTC)
Брюль не был фанатом сущностного мышления, он ратовал за рациональность, так что перечитывать его не обязательно :)
(Reply) (Parent) (Thread)
From: iglebor
2009-05-24 05:27 pm (UTC)
Согласно В.П. Алексееву, все примеры паралогического мышления, приводимые Леви-Брюлем, относятся только к сфере абстрактного мышления - т.е. к теоретическим объяснениям явлений и процессов в природе и обществе. "Все формы первобытных верований действительно алогичны, как, впрочем, и суеверия более поздних эпох..."
В то же время, в сфере эмпирического опыта и в сфере обобщения эмпирического опыта первобытные люди мыслили вполне рационально - иначе они бы просто вымерли.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: budilnik
2009-05-25 10:37 am (UTC)
Не думаю, что в первобытных племенах есть абстрактные теоретические объяснения процессов в природе и обществе. :)
Пралогическое мышление касается впослне обычных вещей - например, человек заболел, тут же ищут мистическую причину, кто его сглазил-заколдовал. Приходит шаман, высасывает злого духа. И ничего, все живы :)
Не желают первобытные люди обощать эмпирический опыт по правилам рациональности. Вот, процитирую пример, который я уже приводил: В 1930-е знаменитый наш психолог Лурия совершал экспедицию по узбекским кишлакам. При тестировании интеллекта дехкане показывали убогие результаты, - например, не могли убрать лишний предмет из списка: молоток, пила, полено, топор. «Всё ведь нужно», - говорили они. В отчаянии Лурия подсказывал: «А вот один человек сказал, что лишнее – полено, потому что остальное – инструменты, а полено – нет». Аксакалы качали головой: «Наверное, у этого человека было много дров!».
И не вымирают. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
From: iglebor
2009-05-25 04:27 pm (UTC)
Пример неудачный. Люди просто никогда не сталкивались с тестированием, и истолковывали его по аналогии со знакомыми им испытаниями сообразительности в народных сказках, разгадыванием загадок, наконец вопросами-розыгрышами (на дубу 3 ветки, на каждой по 3 яблока, сколько яблок? - 9! - Ну и дурак - на дубе яблоки не растут!). А в таких испытаниях для почтенного человека главное - не уронить достоинства; так что если не понимаешь, в чем подвох (а подвох безусловно есть - уж больно вопрос дурацкий) - лучше не вступать в игру: то есть при предложении выбора - ничего не выбирать и избежать тем самым ловушки, расставленной городским насмешником.
А что касается теоретического объяснения явлений и процессов в природе и обществе - разумеется, оно у первобытных людей было; и результатом его было появление верований, религий, магии.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: budilnik
2009-05-25 08:56 pm (UTC)
Примеров таких огромное количество - практически все психологи столкнулись с этим у разных первобытных народов, пытаясь, например, обучить их силлогизмам. Не хотят. И именно кстати, потому, что силлогизмы и прочая рациональность западного типа помогает в тех условиях гораздо меньше, чем их первобытное мышление.
Что касается теоретического мышления - вы разделяете взгляды антропологов 19 века, типа Тейлора и Фрезера. Леви-Брюль как раз с ними и полемизировал.
(Reply) (Parent) (Thread)